Кондуктор, нажми на тормоза!

Как стало известно, муниципальное предприятие «Калининград-ГорТранс» — главный перевозчик пассажиров в областном центре, планирует отказаться от кондукторов и возложить функцию обилечивания пассажиров на водителей. Пока это касается только некоторых маршрутов, однако скоро может распространиться на весь транспорт. В ужасе и пассажиры, и водители, и кондукторы, которые в таком случае будут уволены. Но руководство предприятия стоит на своем. Так зачем такая реформа «ГорТрансу»?

Вероятнее всего, для экономии денег. Не секрет, что муниципальное предприятие не вылезает из долгов и существует только за счет дотаций из бюджета города. Какие только причины своих убытков не находило руководство за долгие годы работы: то маршрутная схема казалась несправедливой, то стоимость проезда – низкой, то дотаций было мало. Меняли маршрутную схему, повышали цену билетов, увеличивали дотации, а убытки как были, так и остаются! С сентября этого года «Калининград-ГорТранс» отменил даже школьные проездные, на которые уходило всего-то несколько миллионов рублей в год, надеясь, видимо, оздоровить предприятие. Но оздоровления не произошло. На этот раз в руководстве решили, что все беды от кондукторов…

Надо сказать, что в летние месяцы эксперимент по бескондукторному обслуживанию проходил в автобусах маршрута № 14 и оказался полностью провальным: пассажиры жаловались на долгие остановки в движении, во время которых водители бегали по салону и собирали деньги за проезд; сбилось расписание автобусов, а на остановках скапливалось огромное количество людей в ожидании транспорта.

Несмотря на все старания водителей, выручка на маршруте упала. Неприятный сюрприз ждал водителей и в финансовом плане: первоначально руководство обещало доплачивать каждому водителю в месяц по 8 тыс. руб. в случае выполнения плана, по 5 тыс. руб. – в случае невыполнения. Однако реально водители получили всего по 2,8 тыс. руб.

Однако неудовлетворительный результат эксперимента не смутил руководство «ГорТранса»: в ближайшее время ожидается отказ от кондукторов на маршруте № 24, а после нового года эту практику хотят распространить и на другие городские маршруты. Но Калининградская система пассажироперевозок просто не готова к бескондукторной работе. В Москве или Санкт-Петербурге кондукторам и водителям давно не приходится иметь дело с наличными деньгами – у всех пассажиров специальные карточки для проезда, а в автобусе находятся аппараты для списания денег за проезд. В нашем же городе абсолютное большинство пассажиров покупают билеты за наличные деньги, а электронные устройства, предназначенные для оплаты проезда (валидаторы), которые начали вводить у нас, пока только создают проблемы. Валидаторы, закупленные «ГорТрансом», оказались дорогими, но неудачными: часто зависают, бывают сбои в программе.

Известно, что на предприятии существует недобор кадров (не хватает около 180 водителей и кондукторов). Как результат, практически на каждый маршрут выходят не все автобусы. Например, на № 32 маршруте вместо 9 автобусов работает только 6. Т.к. на остановках собираются толпы людей в ожидании автобуса, ловкие частные компании пускают автобусы по данным маршрутам и получают прибыль в свои карманы, лишая муниципальное предприятие законной прибыли.

Но отчего на предприятии недобор кадров? В первую очередь, из-за маленьких зарплат. Например, кондукторы на руки получают в среднем всего 15-16 тыс. в месяц. Удивляют и условия работы водителей и кондукторов. Пункты пересменок водителей автобусов никак не оборудованы, находятся посереди маршрутов, под открытым небом, без навесов и других элементарных условий. Складывается впечатление, что предприятие специально создает все условия, чтобы работники, в том числе кондукторы, увольнялись.

Теперь функции кондукторов хотят возложить на водителей, которые обязаны обеспечивать безопасность движения, а не отсчитывать сдачу и искать глазами безбилетников. Кстати, штат контролеров решили увеличить. Водители не намерены терпеть такое издевательство и говорят, что если их станут выгонять на линию без кондукторов, они будут массово увольняться! Город в этом случай ждет транспортный коллапс.

При этом очевидно, что если бы в руководстве «Калининград-ГорТранса» действительно думали о том, как сделать работу предприятия эффективной, то, во-первых, сократили бы жутко раздутый административный штат, уменьшили бы зарплаты руководства, а также не отдавали бы свою потенциальную прибыль частным перевозчикам.

Однако пока в «ГорТрансе» выбирают другую стратегию: по непонятной причине очень прибыльные маршруты № 5 и № 28 сдают в субаренду ИП Койкову К.Т., да еще и за смешные деньги: официально платят всего по 5 тыс. рублей в месяц за автобус, хотя только ежедневная выручка на этих маршрутах в три раза больше.

Создается впечатление, что положение дел, при котором «Калининград-ГорТранс» работает в минус, выгодно, в первую очередь, самому предприятию, ведь любой их убыток все равно покроют за счет бюджета. Сейчас «Калининград-ГорТрансу» выделяют порядка 380 млн. руб. в год бюджетных денег, и, если так пойдет дело, это не предел. Депутаты фракции КПРФ в Горсовете Калининграда предлагают провести независимый аудит работы муниципального предприятия, который покажет и основные проблемы, и резервы для повышения эффективности в работе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться
Калининградская Искра